Мы участвуем

Форма поиска

Приоритеты помощи ЕС Украине: взаимовыгодное движение навстречу

26 июля
2018

6 июля т.г. в Киеве прошла панельная дискуссия "Приоритеты помощи ЕС Украине: взаимовыгодное движение навстречу". В дискуссии приняли участие первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины Максим Нефедов, руководитель сектора финансового сотрудничества Группы поддержки Украины Стефан Шльонинг, исполнительный директор МФ "Відродження" Александр Сушко, председатель правления ОО "Институт экономических исследований и политических консультаций" (ИЭИ) Игорь Бураковский.

В рамках проекта эксперты Института экономических исследований и политических консультаций поставили перед собой амбициозную цель найти ответ на следующие вопросы:

— Каковы приоритеты действий для устойчивого развития Украины?

— Поддерживает ли ЕС Украину по определенным приоритетам? Как?

— Насколько помощь со стороны ЕС согласуется с поддержкой других доноров определенными приоритетами?

— Что стоит сделать для лучшего согласования приоритетов развития Украины и помощи доноров?

В течение последних четырех лет Украина существенно продвинулась во внедрении реформ, призванных способствовать экономическому росту и повышению благосостояния населения. Существенная часть этих реформ прямо или косвенно внедрялась во исполнение Соглашения об ассоциации. Поддержка иностранных доноров помогла ускорить реформы, причем часто именно ЕС играл в этом важную роль.

Свою точку зрения относительно форм, моделей и изменения системы международной помощи Украине в рамках взаимовыгодного сотрудничества высказали ряд экспертов в ходе панельной дискуссии.

Как отметил Александр Сушко, исполнительный директор Международного фонда "Відродження": "Планирование и получение международной технической помощи становится частью государственной политики в Украине. Речь идет о согласовании приоритетов. Это качественное изменение в подходах. Нужно, чтобы программы различных доноров согласовывались в общий концепт. Программа-максимум — чтобы общество чувствовало себя причастным к этому процессу. Речь идет о вовлечении активной части гражданского общества в планирование, мониторинг и оценку помощи, и вообще в диалог, чтобы граждане чувствовали свое ownership над процессами, которые осуществляются. Понятно, что это — план-максимум, поскольку эта проблема существует не только в Украине. Но нужно попытаться уменьшить разрыв между теми, кто планирует политику, и широкими слоями населения. Наша большая цель: чтобы осуществление международной помощи стало моделью, которая была бы полезной и для тех, кто оказывает помощь. Стоит попытаться определить, что работает, чего не хватает, что нужно сделать, как это усовершенствовать, чтобы не было повторением того, что было раньше. Помощь доноров не должна быть шаблонной и повторением старых лекал".

Президент Фонда Восточная Европа Виктор Лях высказал мнение о том, что "Украина также получает преимущества от программ трансграничного сотрудничества. Европа оказывает поддержку Украине, поскольку хочет стать ближе к каждому из нас. По рейтингу открытости данных Украина занимает 31 место в мире. Стоит положительно оценить то, что доноры поддерживают не только общественные организации, но и муниципальные, которые выигрывают проекты и становятся распорядителями соответствующих донорских средств".

Дмитрий Шимкив, заместитель главы Администрации Президента Украины, отметил: "Материально-техническая помощь, предоставляемая Украине, является неэффективной. Не хватает коммуникации между донорами. Поддержка только на 60% соответствует нашим потребностям. У каждого донора есть свои приоритеты и свое видение поддержки. В работе проектов нужно больше использовать украинских специалистов, а не иностранных, нужно вкладывать в человеческий капитал. Расходы на иностранных специалистов в разы больше: за эти средства мы могли бы привлечь больше украинских, а они у нас есть. Нужно поддерживать конкретные инициативы вроде команды ProZorro. Так, например, когда украинская команда искала поддержку у доноров, они далеко не сразу согласились оказать ей эту поддержку, и сначала команда работала на волонтерских началах. А теперь другие страны используют наш опыт. Кроме проектов, которые дают конкретный результат, есть много waste of money. Хочу призвать доноров инвестировать в молодое поколение и в конкретные точечные вещи. Также важны think tanks для наработки интеллектуального капитала".

Максим Нефедов, первый заместитель министра экономического развития и торговли Украины, отметил: "Многие инициативы не были бы осуществлены без поддержки доноров. Донорская помощь очень важна для финансирования многих проектов, на которые не хватает средств государственного бюджета. Кроме того, очень сложно вводить новые бюджетные программы — этот процесс от заявки на получение денег до получения заявленной суммы может занять около года. Деньги выделяются не всегда под то, что нужнее, а тем, кто наиболее красноречив. И это проблема не только в Украине. Поэтому мы сейчас пытаемся создать новую систему координации помощи относительно потребностей Украины. В Украине реформы делаются, когда есть окно возможностей. Поэтому нужна большая гибкость, высокий динамизм и большая скорость со стороны доноров для утверждения новых программ поддержки. Не только в Украине происходят изменения. Доноры также переходят к другим подходам оказания помощи: 1) мультидонорский фонд поддержки; 2) совместные инициативы нескольких доноров, 3) проекты-"зонтики": Правительственный офис, BRDO и т.д... У меня просьба к донорам: инвестировать в украинских специалистов".

В заключительном слове Дмитрия Шульги, директора Европейской программы Международного фонда "Відродження", отчетливо прозвучало: "Успех Украины — это также успех ЕС и других наших доноров. Надо понимать, что окно возможностей узкое, поэтому донорам следует учесть актуальность поддержки. Есть ограничения не только со стороны реципиентов помощи, но и со стороны доноров, и помощь должна быть быстрой и гибкой".

Основная мысль, которую высказали все участники дискуссии: "Нужен один стратегический документ, который был бы основой для работы доноров при определении программ поддержки и для координации усилий".

В аналитическом отчете "Приоритеты помощи ЕС Украине: взаимовыгодное движение навстречу" авторы работы представили анализ приоритетов развития Украины.

В рамках исследования эксперты сосредоточили внимание на изучении имеющейся литературы и статистики о помощи, предоставленной Украине, прежде всего ЕС, кроме того, другими донорами, а также на приоритетах развития страны. Определение приоритетов страны происходило в основном в рамках стратегических документов, которыми являются Стратегия "Украина-2020" и Среднесрочный план приоритетных действий правительства на период до 2020 г. Важную роль для  изменений играет Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной, которое фактически можно рассматривать как дорожную карту реформ для Украины. Четкие шаги по внедрению Соглашения определены в Плане мероприятий по выполнению Соглашения об ассоциации, который был принят КМУ в октябре 2017 г. Анализ также основывается на изучении законодательства Украины в сфере оказанной помощи и приоритетных сфер развития. За формирование и реализацию единой государственной финансовой политики в сфере сотрудничества с международными финансовыми организациями (МФО) и координацию работы отвечает Министерство финансов. Ответственность за координацию международной помощи Украине возложена на Министерство экономического развития и торговли.

Информация об оказанной поддержке Украине со стороны ЕС и других доноров представлена на многочисленных ресурсах, как в Украине, так и за рубежом. В то же время, эта информация зачастую распылена, особенно когда речь идет о проектах помощи и результатах их реализации. Поэтому сбор информации как о поддержке со стороны ЕС, так и о поддержке со стороны других доноров оказался нетривиальной задачей.

Стоит отметить, что ЕС достаточно прозрачен в представлении данных об агрегированных объемах и направлениях внешней помощи, поскольку объемы внешней поддержки являются частью бюджетной отчетности ЕС. В частности, большинство проведенных платежей публикуется в системе фискальной прозрачности ЕС, Еврокомиссия ежегодно готовит отчеты об инструментах внешнего воздействия ЕС. ЕС также подает информацию о внешней помощи в соответствующую базу данных ОЭСР и обнародует подробную информацию обо всех внешних проектах в рамках инициативы прозрачности внешней помощи (International Aid Transparency Initiative, IATI).

В разделе 8.10 аналитического отчета "Приоритеты помощи ЕС Украине: взаимовыгодное движение навстречу" "Развитие инфраструктуры" рассмотрены приоритеты стратегических документов Украины. Здесь указано, что реформа транспортной инфраструктуры является важным элементом экономического роста. В среднесрочном плане приоритетных действий правительства до 2020 г. к приоритетам относятся реформа регулирования транспортной отрасли, обеспечение качества и эффективности транспортных сервисов, привлечение средств в транспортную отрасль, внедрение современной системы безопасности на транспорте и обеспечение городской мобильности и региональной интеграции. Реформа транспортной инфраструктуры является также одним из приоритетов "Стратегии 2020" и Плана мероприятий на 2018 г. по выполнению Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Соглашение об ассоциации включает в себя важную транспортную составляющую. Вместе с Соглашением о едином авиапространстве (парафированное, но еще не подписанное) это требует имплементации более 100 пунктов законодательства ЕС.

ЕС определил приоритетом в этом направлении принятие стратегии безопасности дорожного движения до 2020 г.

Приоритетные действия

Правительство в 2018 г. планирует выделить около 47,6 млрд грн. на финансирование дорожной отрасли (33 млрд грн. на Дорожный фонд и 14,6 млрд грн. на дополнительное финансирование нескольких ключевых магистралей), 26 млрд грн. на капитальное обновление "Укрзализныци" и 4,3 млрд грн. на капитальные инвестиции в морские порты. В плане действий по реализации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, принятом в октябре 2017 г., для внедрения современной системы безопасности на транспорте предусмотрены:

— требование внедрения устройств ограничения скорости на автомобилях при международных перевозках;

— отчетность по проверкам периодов работы и отдыха водителей;

— разработка Программы повышения уровня безопасности дорожного движения;

— проведение проверки пригодности колесных транспортных средств к эксплуатации;

— создание Единого государственного электронного реестра автомобильных перевозчиков;

— разработка требований к использованию тахографов на автомобильном транспорте;

— обеспечение европейского уровня безопасности при перевозке опасных грузов.

Для обеспечения городской мобильности и региональной интеграции:

— разработка максимально разрешенных значений нагрузки на ось транспортных средств;

— введение платы за проезд большегрузными транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования.

Для реформы регулирования транспортной отрасли:

— введение лицензирования в сфере международных автомобильных перевозок;

— введение лицензирования в сфере внутренних грузовых автомобильных перевозок;

— утверждение национальной транспортной стратегии;

— создание национальной транспортной модели.

Для развития железнодорожной инфраструктуры:

— обустройство железнодорожных пунктов пропуска на границах с ЕС;

— формирование новой модели рынка железнодорожных перевозок;

— разработка схемы для равноправного доступа к железнодорожной инфраструктуре;

— реструктуризация "Укрзализныци";

— создание органа лицензирования железнодорожных предприятий;

— стимулирование развития комбинированных перевозок.

Для развития авиационного транспорта:

— заключение Соглашения об общем авиационном пространстве.

Для развития морского транспорта:

— утверждение стратегий развития морского и речного транспорта;

— реорганизация служб капитанов морских портов;

— реорганизация речной информационной службы;

— создание информационной системы мониторинга движения морских судов.

Стоит отметить, что план действий на 2018 г. по реализации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС учитывает не все приоритеты, определенные в среднесрочном плане приоритетных действий правительства до 2020 г. Так, не нашли отражения в плане на 2018 г.: дерегуляция в авиационной отрасли, процедуры доступа на рынок частных операторов, внедрение процедуры концессии терминалов аэропортов, создание условий для концессионного управления объектами авиационной инфраструктуры, создание условий для привлечения частных инвестиций в развитие терминальной инфраструктуры и разработки механизма привлечения инвестиций в аэродромную инфраструктуру аэропортов. В автомобильной отрасли не предусмотрены правительством в 2018 г. мероприятия по созданию рынка услуг по проектированию дорог. Надеемся, что эти направления будут учтены в плане действий по реализации Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС на 2019 г., отмечается в отчете.

Финансирование реализации мероприятий в рамках приоритета

В сфере развития дорожной инфраструктуры ЕС поддерживал в Украине проекты, связанные, прежде всего, с безопасностью дорожного движения и перевозкой грузов, важность которых определена в Соглашении об ассоциации.

За последние 5 лет в Украине было реализовано 4 проекта в этой сфере на общую сумму EUR4,7 млн. На 2013—2018 гг. на поддержку всех видов инфраструктуры, кроме дорожной, Украина получила от ЕС EUR14 млн. ЕС поддерживал восстановление водных путей (реки Днепр и Висла), морскую защиту и безопасность по программе ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа—Кавказ—Азия). Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) с 2013 г. поддерживал строительство метро в г. Днепр, выделив за последние пять лет EUR1 млн. Еще почти EUR5 млн ЕБРР выдал на расширение трамвайной сети в г. Львове. ЕБРР объявил о своей поддержке создания транспортного коридора в Европейский Союз. Еще в 2010 г. был запущен проект "Панъевропейские коридоры" стоимостью EUR1,15 млрд (EUR450 млн от ЕБРР). Еще EUR450 млн — от Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), EUR250 млн — из госбюджета. Согласно информации на сайте ЕБРР проект сейчас находится в статусе возврата средств. При этом, отдельные составляющие проекта еще не были реализованы, и до сих пор продолжаются тендеры (например, дорога Киев—Чернигов—Новые Яриловичи). При этом украинская сторона также до сих пор осуществляет возврат средств за дорожные проекты, которые были подписаны с ЕБРР в 2005—2006 гг. (Киев—Чоп). По информации Мининфраструктуры, Украина успешно завершила 2 проекта при финансировании ЕБРР, направленные на ремонт автодороги М-06 Киев—Чоп на участках Чоп—Стрый и Стрый—Броды: "Восстановление автомагистрали М-06 и реформа финансирования сектора автодорог" (2000—2015 гг.) стоимостью EUR98,5 млн (заем ЕБРР EUR75 млн) и второй проект "Ремонт автомобильной дороги Киев—Чоп" (2005—2019 гг.) стоимостью EUR138 млн (заем ЕБРР EUR100 млн).

В 2011 г. начался проект "Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подходах к г. Киеву". Общая стоимость проекта — EUR1,15 млрд, из которых EUR450 млн — это кредит ЕБРР, EUR450 млн — кредит ЕИБ и еще EUR250 млн Украина должна профинансировать из госбюджета. Проект предусматривает улучшение инфраструктуры автодорог М-01, М-05, М-06, М-07, Н-01, Р02 на подходах к г. Киеву. Проект продлится до 2021 г. На сайте Мининфраструктуры до сих пор незавершенным значится проект "Улучшение автомобильных дорог и безопасности движения" общей стоимостью $500 млн, который должен был завершиться еще в 2015 г. Проект начался в 2009 г., $400 млн дал МБРР, а $100 млн — это средства госбюджета. Цель проекта — приведение транспортно-эксплуатационного состояния автодороги М-03 Киев—Харьков—Должанский (участок от г. Борисполя до г. Лубны протяженностью 126 км) до европейского уровня и повышение безопасности движения на аварийно-опасных участках и в местах концентрации ДТП. А уже в 2013 г. начался новый проект с таким же названием уже на $540 млн с целью ремонта другого участка дороги М-03 (от г. Лубны до г. Полтава протяженностью 108 км). Этот проект должен был завершиться в 2016 г., но тоже значится на сайте Мининфраструктуры как незавершенный. С другой стороны, в отчете Всемирного банка идет речь о том, что в 2017 г. было отменено $222,2 млн из $560 млн, выделенных на реализацию проекта развития дорожной отрасли, по которому после его вступления в силу выплаты не осуществлялись. В 2015 г. было подписано соглашение между МБРР и Укравтодором на $560 млн (EUR470 млн) на финансирование совместного проекта "Развитие дорожной отрасли". В 2017 г. "Укрзализныце" удалось подписать контракт (согласован еще в 2016 г.) на получение кредитных средств ЕБРР в объеме EUR150 млн для электрификации и повышения пропускной способности одного из железнодорожных направлений (Долинская—Николаев—Колосовка). Согласно планам эти инвестиции должны расширить экспортные возможности через порт Николаев. При этом, указанный проект должен получить еще EUR150 млн от ЕИБ. ЕИБ также предоставил EUR55 млн для строительства Бескидского железнодорожного тоннеля ($120 млн — кредит ЕБРР и $80 млн — собственные средства ПАО "Укрзализныця"), который должен более чем вдвое увеличить пропускную способность по этому направлению. Тоннель был открыт в мае 2018 г. Также "Укрзализныця" планирует обновить подвижной состав с помощью европейских банков. В частности, ожидает рассмотрения советом директоров ЕБРР проект UZ New Rolling Stock стоимостью EUR120 млн, который предусматривает закупку 6,5 тыс. открытых грузовых вагонов. Также ведутся переговоры о финансировании ЕИБ обновления пригородного подвижного состава. Так что пока можно говорить о EUR475 млн инвестиций от ЕБРР и ЕИБ в "Укрзализныцю". За последние 4 года ЕБРР также инвестировал в:

— инфраструктуру портов — Сухой порт "Олимпэкс" (EUR15 млн, уже происходит возврат кредитных средств);

— зерновой терминал в порту "Южный" ("Укрэлеватортранс", EUR30 млн из EUR126 млн общей стоимости проекта, остальное финансируется, в т.ч. за счет Всемирного банка);

— зерновой терминал в порту Одесса (EUR49 млн из EUR87 млн общей стоимости, дофинансируется коммерческими банками);

— почтово-логистические услуги — Торговый дом "Мист Экспресс", более EUR8 млн.

Кроме этого, продолжается проект "Модернизация аэронавигационной системы Украины" стоимостью EUR117,55 млн за счет финансирования ЕБРР и ЕИБ (Украина выделяет EUR35,19 млн), направленный на замену физически и морально устаревшего оборудования аэронавигационной системы Украины.

Техническая помощь

В 2015 г. стартовал проект Twinning "Оказание поддержки Министерству инфраструктуры Украины по вопросам повышения уровня безопасности на дорожном транспорте", цель которого повысить уровень безопасности дорожного транспорта, а также привести в соответствие национальное законодательство с нормами и требованиями ЕС. Бюджет проекта — EUR1,55 млн. Срок реализации проекта — 28.01.2015 г.—28.10.2016 г. В январе 2016 г. стартовал проект технической помощи ЕС "Поддержка имплементации Соглашения об ассоциации и Национальной транспортной стратегии" (AASISTS) стоимостью EUR3,74 млн. Проект продлится 3 года; реализовывался консорциумом консультационных компаний под руководством Egis International в сотрудничестве с Expertise France. Цель проекта — способствовать интеграции и модернизации транспортного сектора Украины и отдельных подсекторов области транспорта в соответствии с обязательствами в рамках Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, а также обновлению Национальной транспортной стратегии Украины в соответствии с законодательством, стандартами и требованиями ЕС и содействию в ее дальнейшей имплементации. В результате должны быть внедрены 5 директив и регламентов ЕС. Также ожидается укрепление институциональной способности на всех видах транспорта, разработаны план действий, финансовые и административные инструменты реализации Национальной транспортной стратегии, повышена прозрачность и эффективность госуправления в транспортном секторе. В рамках этого проекта 21.06.2018 г. Мининфраструктуры объявило о начале внедрения Национальной транспортной стратегии Украины до 2030 г. Drive Ukraine. Среди основных мероприятий стратегии на следующие 12 лет:

— строительство 10 автомагистралей, которые соединят Киевскую, Сумскую, Харьковскую, Днепропетровскую, Одесскую, Николаевскую, Луганскую и Донецкую области со странами ЕС и уменьшат время на поездки с юга на север и с запада на восток Украины до 10 часов;

— строительство функциональных кольцевых дорог вокруг г. Киева и других крупных городов;

— модернизация железных дорог для обеспечения высокоскоростных перевозок Киев—Одесса, Киев—Харьков, Киев—Львов, Киев—Днепр, соединение главных железнодорожных коридоров с коридорами Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T);

— модернизация инфраструктуры речного транспорта и инфраструктуры глубоководных морских портов, обеспечение гарантированных глубин на р. Днепр 3,65 м;

— увеличение количества действующих аэропортов с 19 до 50 и открытие рейсов по новым направлениям;

— обновление и модернизация транспортных средств с фокусом на пассажирском транспорте;

— более широкое применение системы электронных билетов, цифровых транспортных коридоров;

— установление более 100 комплексов автоматического контроля веса;

— уменьшение объема выбросов парниковых газов в атмосферу от транспортных средств до 60% от уровня 1990 г.

В 2015 г. завершился проект Twinning "Предоставление институциональной поддержки Министерству инфраструктуры Украины по вопросам повышения эффективности работы и конкурентоспособности железнодорожного транспорта в Украине" стоимостью EUR1,8 млн. При поддержке проекта разработана новая редакция Закона Украины о железнодорожном транспорте (внесен в ВР).

В октябре 2016 г. в рамках инструмента технической помощи Европейского Союза Twinning стартовал проект "Поддержка Министерства инфраструктуры для внедрения условий для применения европейской модели рынка услуг железнодорожного транспорта в Украине" (продолжение завершенного проекта) стоимостью EUR1,6 млн. Цель проекта — установление требований безопасности в железнодорожной отрасли в соответствии с европейскими нормами и стандартами и интеграция украинской железнодорожной системы с Трансъевропейской транспортной сетью. В 2016 г. также стартовал проект Twinning "Гармонизация законодательства Украины в области летной годности воздушных судов авиации общего назначения и в области сертификации аэропортов/аэродромов Украины с соответствующими нормами и стандартами ЕС и их внедрение". Бюджет проекта — EUR1,6 млн. Срок реализации проекта — 16.06.2016 г.—17.04.2018 г. Общей целью проекта является поддержка развития гражданской авиации Украины и интеграции в европейскую систему путем гармонизации авиационных правил Украины с соответствующими актами ЕС. Еще один проект, который стартовал в 2016 г., называется "Поддержка в повышении безопасности перевозки опасных грузов мультимодальным транспортом в Украине". Проект стоимостью EUR1,2 млн благодаря консультациям экспертов призван улучшить мультимодальную систему перевозок опасных грузов автомобильным, железнодорожным, морским и речным транспортом в Украине, а также усовершенствовать мультимодальные сообщения в соответствии с общеевропейскими нормами и стандартами. 18.06.2018 г. Мининфраструктуры Украины успешно прошло аудит IMO на выполнение ее норм по безопасности судоходства. Подготовка к этому важному аудиту проводилась при технической помощи в рамках проекта EDGE. Был создан отдельный офис подготовки к аудиту, к которому были привлечены канадский эксперт Тони Бекеррави (Toni Becherrawi) и шесть украинских экспертов.

Мнение экспертов

По мнению экспертов, принявших участие в Дельфи опросе, развитие дорожной инфраструктуры не было среди приоритетов помощи ЕС в 2014—2017 гг. Менее трети экспертов считают, что это направление должно стать приоритетом поддержки ЕС в ближайшие 3 года, однако почти 2/3 экспертов отметили, что оно должно стать приоритетом финансовой поддержки ЕС. В то же время, только половина экспертов определила развитие дорожной инфраструктуры одним из приоритетов украинской власти на ближайшие 3 года. По мнению экспертов, дорожная инфраструктура должна быть больше приоритетом для Украины, чем для ЕС. Отвечая на вопрос, какое направление развития инфраструктуры в Украине они считают наиболее приоритетным, 62% назвали автодороги. Такую лидирующую роль в развитии дорожной инфраструктуры среди приоритетов ЕС в помощи Украине эксперты объясняли опытом стран Восточной Европы, где ЕС финансировал инфраструктурные проекты. На самом деле Украине нужно думать о том, в какой форме привлечь помощь ЕС — инвестиции, кредитование, концессионные договоры, финансовые инструменты гарантий и тому подобное. Среди направлений инфраструктурного развития эксперты считают наиболее важными развитие автомобильных дорог (с большим отрывом), железнодорожного и авиасообщения. Развитие других видов инфраструктуры было менее поддержано экспертами как приоритет ЕС. При этом, они опирались на опыт Восточной Европы, где ЕС в основном поддерживал развитие дорожной инфраструктуры. Другой причиной может быть то, что дороги больше воспринимаются как государственная инфраструктура, а железная дорога, порты и аэропорты — как частные. Эксперты отметили, что для Украины было бы лучше, если бы ЕС больше поддерживал развитие потенциала Мининфраструктуры, обучение его сотрудников, помогал разрабатывать планы, другие стратегические документы и процедуры.

Имеющиеся ограничения в использовании поддержки

Несмотря на значительный объем помощи, как со стороны ЕС, так и других доноров, в сфере инфраструктуры остается еще много работы. Внедрение Соглашения об ассоциации в транспортной отрасли идет не так быстро, как хотелось бы, частично из-за медленного прохождения законопроектов через парламент. Кроме того, Украина не смогла освоить даже уже выделенные средства на реализацию инфраструктурных проектов, и часть проектов пришлось отменить.

Выводы на будущее

Как было отмечено экспертами и подтверждается отменой предоставления части кредитных средств от Всемирного банка, Украине стоит сосредоточиться на повышении институциональной способности правительственных структур реализовывать крупные проекты международных доноров. Прежде всего, речь идет о Министерстве инфраструктуры. Кроме того, не нужно забывать о развитии других видов транспорта, кроме автомобильного, и реализовывать проекты по развитию региональных аэропортов, речного транспорта, морских портов, как это и предусмотрено Национальной транспортной стратегией до 2030 г. Поэтому дальнейшая техническая помощь правительственным структурам по направлениям дальнейших реформ в сфере инфраструктуры является предпочтительной. При этом, займы со стороны ЕБРР на финансирование различных объектов инфраструктуры будут и в дальнейшем влиять не только на текущее состояние инфраструктуры, но и будут способствовать повышению качества реализации инфраструктурных проектов и за счет бюджета.

По материалам аналитического отчета

подготовила НАЙДЕНКО Светлана,

гендиректор Ассоциации "УКРВНЕШТРАНС"