Украина предложила Турции и ООН расширить зерновое соглашение на другие виды грузов
Украина предложила расширить Черноморское соглашение об экспорте зерна и включить в него больше портов и товаров, надеясь, что на следующей неделе будет принято решение о продлении соглашения минимум на год. "Мы надеемся, что не позднее следующей недели будет понимание наших партнеров - Турции и ООН, и весь рынок также будет иметь четкий сигнал относительно дальнейшего функционирования и продолжения инициативы", - сказал Васьков. Как пишет Reuters, чиновник также проинформировал, что Украина будет предложенавала Турции и ООН продлить соглашение минимум на один год, а также расширить ее действие на порты Николаевской области, которые до российского вторжения обеспечивали 35% украинского экспорта продовольствия. Украинская сторона также требовала упорядочить обязательный осмотр судов, перевозящих продовольствие в рамках зерновой инициативы, поскольку россия намеренно тормозит проверки, чтобы снизить скорость экспорта, отметил Юрий Васьков. "Мы требуем упорядочить проверки или отменить их, потому что это глупо. Или увеличить количество инспекционных групп", - сказал замминистра. Он отметил, что курирующее соглашение инспекторы Объединенного центра проводили лишь 12 проверок в день, а необходимо было 25-30 проверок. "Когда Турция и ООН проводили собственные инспекции, они доказали, что можно проводить более 40 инспекций в день. Теперь, когда россия вернулась... мы снова имеем в общей сложности 12 инспекций в день, - констатировал украинский чиновник. - Они не объясняют (причину задержек) ), но и не скрывают, что делают это для того, чтобы усложнить работу коридора". Васьков отметил, что ни ООН, ни Турция не сообщили Киеву о выдвинутых россией условиях продления соглашения. Также, по его словам, от России пока не было никакой заявки на мероприятие судов, которые планировали бы транспортировку аммиака из украинских портов. Напомним, накануне министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что предложит продлить соглашение о зерновом коридоре в Черном море еще на один год. Украинские эксперты и участники рынка уже неоднократно предлагали распространить действие зерновой сделки и на другие группы товаров, в частности, на продукцию ГМК. "С точки зрения экономики Украины, отправка грузов ГМК имеет такой же эффект, как и аграрных. На экспорт идет 80% ГМК-грузов, из них более 70% шло через порты. Мы ожидали, что с самого начала транспортный коридор будет распространяться и на ГМК .В структуре экспорта наша продукция занимает более трети, а в прошлом году Украина получила за нее более 22 млрд долл. валютной выручки", - отмечал президент ОП "Укрметаллургпром" Александр Каленков.




