2 декабря участники транспортного форума при поддержке USAID-US прибыли в Термез, Узбекистан.
Сам Форум состоялся 3-4 декабря в Термезе, Узбекистан, недалеко от афганской границы на территории нового Карго центра.
Всего в форуме приняли участие более 140 представителей транспортно-логистического сектора из 14 стран, включая пять стран Центральной Азии, Афганистана, Индии, Пакистана, Украины и других стран.
Организаторами форума выступили: USAID совместно в Министерстом Транспорта Республики Узбекистан, Хакимиата города Термез при содействии Программы развития коммерческого права Министерства торговли США.
В ходе обсуждения на региональном торгово-транспортного форуме была подчеркнута важность сотрудничества между таможенным и железнодорожных управлениям, транспортно-грузовыми компаниями и ассоциациями в регионе и за его пределами; согласование транспортного и транзитного законодательства и тарифов; и важность программ устойчивого укрепления потенциала в области транспорта и логистики и холодной цепи поставок.
Региональный форум по торговле и транспорту определил основные проблемы транзита и торговли:
- Трудности прогнозирования: медленные/несогласованные процедуры для прогнозирования времени/стоимости маршрутов.
- Отсутствие регионального соглашения о транзите ограниченная реализация соглашения ВТО об упрощении процедур торговли;
- Неофициальные платежи.
Общие проблемы автомобильных и железнодорожных перевозок:
- Отсутствие обратных грузов;
- Отсутствие права на владение контейнерами;
- Непоследовательное использование информационных технологий в транспортных коридорах;
- Отсутствие координации между пограничными и таможенными органами;
- Перегрузка грузов из вагонов и автомобилей на границе.
- Мультимодальное декларирование через выставление счетов/оплат в одном пункте для отправок.
Сложности таможенных и пограничных органов
- Отсутствие предварительной таможенной очистки: отсутствие 24-часового дежурства и предварительных разрешений;
- Отсутствие упрощенных процедур;
- Отсутствие мультимодальной декларации, пломб SAG и EDI.
Делегаты форума решили:
- провести в ближайшее время переговоры по обсуждению четырехстороннего соглашения о транзитных перевозках;
- создать национальной стратегию и национальные комитеты по упрощению процедур торговли, которые включают и частный сектор;
- укреплять взаимодействие и расширять дальнейшее сотрудничество между железнодорожными администрациями, перевозчиками и экспедиторами на всем евразийском пространстве в том числе за счет гармонизации нормативно-правовых документов, проведения согласованной тарифной политики, совершенствования технологических процессов на приграничных пунктах пропуска;
- развивать контейнерные перевозки в международном сообщении Азия-Европа-Азия, в том числе в направлении Каспийского, Черного морей и Персидского залива, по трансконтинентальным маршрутам железнодорожных транспортных коридоров;
- развивать информационные и цифровые технологии, интегрированные в международную сеть; провести технологическую модернизацию и расширение пропускной способности пунктов пропуска на международных транспортных коридорах, а также оборудовать приграничную зону в соответствии с требованиями международных санитарных норм;
- организовать устойчивую специализированную программу обучения в учебных центрах по повышению квалификации специалистов в области логистики, холодной цепи поставок, организации международных перевозок грузов, особенно при транспортировке опасных, негабаритных грузов и пищевых - скоропортящихся продуктов, в соответствии с требованиями международных стандартов, рекомендаций и соглашений ООН и применением передовых практик;
- создать условия по обеспечению уровня безопасности дорожного движения на дорожной сети внутренних и международных сообщений, за счет оборудования специальными средствами защиты, согласно европейским соглашениям о дорожном движении и дорожных знаках и сигналах;
• повысить оперативность реагирования на экстренные ситуации, вызванные дорожно-транспортными происшествиями, рассмотреть возможность применения системы ЭРА-ГЛОНАСС, с целью сокращения к 2020 году в двое число смертей и травм в результате дорожно-транспортных происшествий;
- активизировать и поддерживать научно-исследовательскую работу в области развития логистики, инфраструктуры, информационно-коммуникационных систем и цифровых программ.
Участники из Узбекистана, Пакистана, Индии и других стран подписали ряд соглашений о намерении для торговых сделок, сотрудничества и создания совместных предприятий.
4 декабря участники форума посетили логистический терминал «Термез» и речной порт на реке Амурдарья.
Термез расположен на расстоянии 5 км от реки Амударья, связан с международной автомобильной дорогой M-39 и железной дорогой Республики Узбекистан, соединяющие с наземными транспортными коммуникациями стран Центральной Азии и Афганистаном через единственный совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку Амударья.
логистический терминал Термез географически будет удачно связан со всеми транспортными узлами стран Центральноазиатского региона и Афганистана, с речными портами региона по Амударье и в перспективе станет крупным распределительно-накопительным транспортно-логистическим центром для консолидации и распределения международных грузопотоков как между странами региона, так и между странами ЕС и Азиатско-тихоокенаского региона.
Развитие надежной сети, на базе существующей инфраструктуры, для обеспечения связи с речными портами и с региональными и международными рынками.
Реструктуризация и модернизация сектора речного флота, посредством стимулирования конкуренции.
Благоприятные топографические условия региона относительно землетрясений.




